мнение
Притула Виктор

Притула Виктор: Телевизор как фактор умопомрачения

Признаюсь честно, я в некоторой степени солидарен с питерским безработным Сергеем Б. Наши телеканалы кого угодно могут довести до временного умопомрачения. И не только телерекламой, уровень которой, как мне кажется, уже давно зашкаливает за разумные пределы.

Но здесь царит закон рынка, чем больше рекламы, тем больше денег получает телеканал. Поэтому телепередачи любого формата через каждые 15 минут прерываются громкой пятиминутной рекламной паузой, которая заставляет вздрагивать стариков и детей.

Реклама повсюду. Будь то набившие оскомину отечественные «мыльные оперы», которые теперь многозначительно окрестили "семейными сагами", будь то уже не "двойники", а "тройники" малаховского ток-шоу "Пусть говорят" (которому больше подходило прежнее название "Большая стирка", потому что главная линия всех этих ток-шоу – копание в грязном белье), будь то детективные сериалы или даже серьезные экранизации русской классики.

Когда сериалы по Достоевскому или Булгакову нашпиговывают по несколько раз за сеанс всяческими памперсами и приправами "Магги", мне искренне жаль создателей этих фильмов, поскольку ни один здравомыслящий режиссер не станет монтировать свою киноленту, заведомо вставляя в нее рекламные ролики.

Однако в нашем "новом кино" и это можно. Конечно, не в лоб. Никто не станет посреди сюжета вещать о том, что водка "Немиров" полезный и питательный продукт. Однако в ряде криминальных сериалов бравые сыскари лихо хлещут этот самый "продукт из горла". То же самое касается известных брэндов, которыми напичканы наши сериалы.

Одежда и обувь, автомобили и ноутбуки, ай-фоны и ай-пады, тот же престижный алкоголь – все это скрытая реклама, на которую не раз обращала внимание федеральная антимонопольная служба. Только вот громкие артемьевские предупреждения телеканалы научились пропускать мимо ушей. Модный кинорежиссер Егор Кончаловский прямо заявил: не будет в фильмах такого рода рекламы, не будет и самих фильмов.

Может быть, и лучше, чтобы их вовсе не было. А то боремся с наркоманией, а в итоге число наркоманов только растет, хотя никто наркотики на телеэкране не рекламирует. Но когда наша "золотая молодежь" из модных сериалов всасывает изящной ноздрей кокаиновую дорожку и попадает "в приход", наша не золотая, но куда более многочисленная молодежь ищет свой "приход" в грязной наркоте, от которой через пару-тройку лет отправляется на погост.

Вспомним тотальную и агрессивную рекламу пива, которую с таким скрипом изъяли из прайм-таймов. Свое черное дело она выполнила с лихвой. Сегодня мы имеем уже пару поколений пивных алкоголиков, которым с младых ногтей телевизор внушал, что кто-то должен сбегать за "Клинским". Вот и бегают они за "Клинским" или "Сибирской короной" по сей день.

О том, что современное отечественное ТВ зомбирует население, писали и говорили несметное количество раз. И что дальше? Реклама на ТВ была, есть и будет. Иначе не будет денег, не будет новых "мыльных опер", не будет очередных ток- и прочих шоу, которые, как правило, придуманы и запатентованы на телерынке Запада. У нас же эта лицензионная продукция выдается как "новое слово", что на Первом, что на НТВ или самом главном телеканале «Россия».

Сегодня в обществе усиливается неприятие не только телерекламы, но всей отечественной телепродукции за малым исключением. Люди хотят видеть актуальную телепублицистику с участием представителей всех слоев общества, а не очередную светскую тусовку с одними и теми же лицами. Люди хотят, чтобы новостные программы были объективными, не обязательно чернушными, но и без лакировки действительности.

Сейчас нам обещают общественное ТВ. Некий телеканал без коммерческой рекламы. Но такой канал уже есть. Это "Культура" на ВГТРК. Однако это лишь глоток свежего воздуха в телевизионном болоте, где смердят десятки телеканалов, отчего смотреть "ящик" уже не хочется.

Потому что не хочется быть "собакой Павлова".

Люди все чаще с головой уходят в Сеть. Туда тоже проникла реклама, но пока еще не таким мутным потоком, как на ТВ. Президент Медведев под занавес своего пребывания в Кремле предложил создать Общественный телеканал. Дал поручение проработать этот вопрос. Его и "прорабатывают". И на уровне экспертов, и в Госдуме.

Вот только что-то не верится мне, что у нас может появиться ТВ, в котором бы просветительские функции сочетались с демонстрацией общественных мнений. Не тех мнений, что "заказывают" у Андрея Малахова повздорившие "звезды" шоу-бизнеса; не тех мнений, которые приевшиеся своей назойливой публичностью политики озвучивают с самозабвенностью токующих глухарей, ничего вокруг себя не слыша.

ТВ может стать камертоном настроений гражданского общества. Вот только пока его (гражданского общества) у нас нет, а потому и камертоны не нужны.

У меня сохранилась определенная ностальгия по совковому ТВ, направляемому жесткой дланью покойного С.Г. Лапина. Там было много хорошего, наряду с занудным партийным официозом. Но, переформатируя ЦТ в несколько "независимых телеканалов", реформаторы столкнулись с дилеммой: где взять деньги на вещание и создание телепродукции? И тут же попали в капкан телерекламы. Той самой рычащей телерекламы, от которой у Сергея Б. поехала крыша.

Конечно, проще всего сослаться на алкогольное опьянение человека, который звонит в полицию с угрозой взорвать всех к чертовой матери, если с ТВ не уберут телерекламу. Полиция пока еще не прошла курса человеколюбия, о котором вдруг озаботился министр МВД Нургалиев. Поэтому за неординарный крик отчаяния питерскому безработному вполне могут пришить очень нехорошую статью. Чтоб не пугал понапрасну!

А реклама на ТВ – повторю еще раз без энтузиазма - она как была, так и будет. Потому что не будет рекламы, не станет и ТВ. Такая вот у нас рыночная телекультурка!

Присылать мне ответы на мой комментарий