мнение
Кадаков Максим

Кадаков Максим: Новый глава "АвтоВАЗа" не станет кардинально менять курс компании

Главный редактор журнала "За рулем"

Пятнадцатого марта 2016 года был назначен новый глава "АвтоВАЗа", им стал генеральный директор "дочки" Renault в Румынии Николя Мор. Нынешний глава компании Бу Андерссон покинет свой пост 4 апреля. Причиной отставки, по словам главы "Ростеха" Сергея Чемезова, стало его чрезмерное увлечение закупками иностранных комплектующих, что привело к рекордному убытку в 74 млрд рублей.

Николя Мор, которого акционеры "АвтоВАЗа" назначили на место Бу Андерссона, человек Карлоса Гона (президент и гендиректор компаний Renault и Nissan. – Ред.), и было бы странно, если бы его будущая работа на посту главы российской компании заключалась бы в диаметрально противоположном курсе тому, который выбрал его предшественник. Мор, как известно, "собаку съел" на вопросах поставки и оптимизации производства, и даже если предположить, что ему будет дан полный карт-бланш, то направление работы "АвтоВАЗа" все равно кардинально не изменится.

Другое дело, что если российскому государству, в лице "Ростеха" или каких-то других близких к этой структуре людей, удастся надавить на альянс  Renault – Nissan и выдвинуть свои условия – делайте, что хотите с экономической и технологической точки зрения, но не трогайте социалку, то есть больше никого не увольняйте, или же, например, берите 75% только отечественных запчастей. Вот тогда Мор окажется в очень странной ситуации: ему надо будет выпускать добротные автомобили, используя то, что ему подсовывают, а не то, что его как руководителя устраивает. Качество автомобилей будет, конечно же, падать, а он будет вынужен не только заниматься эффективностью производства, но и поднимать или сохранять социалку.

Вот тогда это будет не то чтобы разворот на 180 градусов по отношению к тому, что делал Андерссон, но заметная корректировка прежнего курса. Хотя заниматься этим должен не глава такого гиганта как "АвтоВАЗ", а государство. Именно оно должно обеспечивать развитие базы поставщиков, организацию кластеров производителей комплектующих, предоставлять им определенные льготы и так далее. А производитель должен просто выпускать качественную продукцию, потому что если брать конечного потребителя, то его главная потребность - это получить качественный товар по адекватной цене. И если брать такие автомобили как Lada Vesta или Lada x-Ray, то это машины, которые стоят своих денег. Однако бренд Lada еще столько не стоит, чтобы продавать свои автомобили за такие деньги.

Продукция "АвтоВАЗа" потенциально интересна для экспорта, причем не только в ближние страны (как Казахстан), но и в дальнее зарубежье – восточноевропейские страны и западная Европа. Там с удовольствием возьмут наши автомобили, Lada помнят и во Франции, и в Бельгии, там можно их продавать за твердую валюту. Но продавать нужно качественный товар, и Бу Андерссон как раз сделал такие автомобили, если говорить о модели Vesta, причем сделал в поставленные сроки. Другое дело, какой ценой она была сделана, в то время, когда все падает, в том числе и рынок. И было бы странно, если бы "АвтоВАЗ" не стал падать вместе с ним. 


Продукция «АвтоВАЗа» потенциально интересна для экспорта, причем не только в ближние страны, но и в дальнее зарубежье
Присылать мне ответы на мой комментарий