мнение
Борцов Андрей

Борцов Андрей: ЕГЭ: папа платит, а Вася сдаёт?

ЕГЭ, на мой взгляд, это осознанная диверсия против образования. Когда "реформаторы" обосновывали его введение, основных аргументов было два. Попробую с ними поспорить.

Первый аргумент: унификация экзамена.

На практике нужна не унификация, а понимание специфики конкретного высшего учебного заведения, в которое поступает абитуриент, для чего и предназначены вступительные экзамены. А, главное, тестирование вообще не предназначено для проверки уровня знаний и понимания науки. Тесты — это лишь проверка успешности "дрессировки", механизма узнавания и исполнения. Подмена образования, получения знаний -  оказанием "образовательных услуг".

Но главным аргументом был второй: уменьшение коррупции (о, эти заветные слова!). Мол, в вузах иногда берут взятки — и, если обязать вузы принимать студентов по результатам ЕГЭ, то взятки будет брать не за что, и коррупция издохнет в страшных муках начисто.

Однако результат оказался несколько другой. Дело в том, что "обладать знаниями по предмету" и "хорошо сдать ЕГЭ" — это совсем не одно и то же.

Помните прогремевшую в свое время статью старшего преподавателя кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасии Николаевой? Когда уже и МГУ обязали принимать строго по ЕГЭ, решили — так, на всякий случай, для проформы — провести проверочный диктант среди студентов, которые отлично сдали ЕГЭ. И что же обнаружилось?

"Мы пишем проверочные диктанты каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека, но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников, сделали в среднем по 24 ошибки; практически в каждом слове — по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Это — наскальные знаки, а не письмо".

Понятно, что очень вряд ли упомянутые "стобалльники" честно сдали экзамен. Если не честно, то как?

Сравнительно честный, как говаривал Остап Бендер, способ — это помощь товарищей. Несмотря на жесткое наказание в случае поимки (аннулирование результатов экзамена), школьники публикуют написанные варианты в Интернете: сам погибай, а товарища выручай. В России насчитывается 9 часовых зон — так что время для публикации данных есть. Что показательно, есть случаи, когда на этом пытаются заработать, но многие выкладывают ссылки бескорыстно. Только "ВКонтакте" после экзамена по русскому языку в этом году заблокировали 72 сообщества, где выкладывали ответы.

Конечно, это всё кустарщина, детский уровень. Перед ЕГЭ было торжественно опубликовано, что "за ходом единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Москве уже собираются следить примерно 2,5 тыс. общественных наблюдателей, которые уже прошли аккредитацию и получили специальные удостоверения". Это — в Москве. А как дела за МКАДом?

А там, судя по сообщениям в прессе, — движуха: к примеру, дагестанские ученики, как оказалось, предпочитают сельские школы. "Ну, вы сами, наверно, понимаете почему", — делится в "Public Post" представительница Минобразования Дагестана П. Мусабекова. А журналист М. Магомедов пишет более откровенно: "…даже лучшие ученики — медалисты — перестраховываются и уезжают в села. Там набрать на ЕГЭ высокие баллы и легче всего, и по карману не бьет".

Мне почему-то кажется, что подобная ситуация характерна не только для Дагестана…

Что же касается вузов, то и у них остались свои "лазейки". К примеру, поступать можно по результатам олимпиад, причем, выражаясь официально, "не сертифицированных" — речь не о федеральных, а о местных, локальных — их тоже можно засчитывать.

В общем, если перефразировать слова известной песенки про папу, который силен в математике, то с введением ЕГЭ ничего не изменилось. Схема "папа платит, а Вася сдаёт" просто приобретает новые формы.

Ах да! Как говорится, "пока верстался номер": Министерство образования и науки России взгрустнуло и объявило тендер по поиску в Интернете материалов ЕГЭ, стоимость — пять миллионов рублей. Как говорится, no comments…

Присылать мне ответы на мой комментарий