мнение
Губарев Владимир

Губарев Владимир: Земной диагноз космического пике

Создается впечатление, что наша космическая отрасль в глубоком пике, и выйти из него уже не может. Впрочем, надежда сохраняется, но меры нужно предпринимать немедленно. И, кажется, это президент и премьер начинают отчетливо понимать.

По крайней мере, их оптимизм заканчивается, что еще оставляет надежду…

В историю космонавтики хроника нынешних аварий и неудач, безусловно, будет вписана черной строкой. Такого не случалось даже в самом начале космической эпохи. По крайней мере, тогда все обходилось гораздо дешевле, а нынешние неудачи, аварии и катастрофы измеряются в миллиардах рублей. Если и дальше так продолжать, то бюджета страны не хватит, чтобы оплачивать это космическое "разгильдяйство и безответственность".

Последние слова взяты мной из выступления премьера на заседании правительства. Говорю об этом, чтобы стало ясно всем: ситуация в отечественной космонавтике критическая. Ее "пикирование" может завершиться ударом о землю, после которого подняться вновь уже будет невозможно. Хроника неудач выглядит так:

5 декабря 2010 года - аварийный запуск трех спутников "Глонасс-М".

Февраль 2011 года не выходит на свою орбиту военный спутник "Гео-ИК-2".

В августе 2011 сразу две неудачи: погибают спутник "Экспресс-АМ4" и грузовой корабль "Прогресс М-12М".

9 ноября межпланетная станция "Фобос-Грунт" остается на околоземной орбите и не летит к Марсу.

23 декабря спутник "Меридиан" не выходит на расчетную орбиту, а он должен был выполнять не только гражданские задачи, но и военные.

И вот, наконец, 7 августа 2012 года. Неудачный запуск двух спутников "Экспресс-МД2" и "Телком-3".

Причем некоторые из перечисленных пусков осуществлялись ракетой "Протон", то есть мощным, а потому очень дорогим, космическим носителем. Если к этому перечню добавить запланированные, но не осуществленные пуски, предусмотренные программой исследований космоса, то станет понятно, насколько кризисная ситуация сложилась в отечественной космонавтике.

У нас давно уже нет амбициозных научных проектов, свернуты планетные исследования, исчезают известные в прошлом научные школы, - все это лишь усугубляет трагизм сложившейся ситуации в той области, где еще недавно мы занимали лидирующие позиции. Есть ли шанс наверстать упущенное?

Не нужно быть пророком, чтобы сказать: сделать это невероятно сложно, так как мы свернули в сторону с основной дороги развития мировой космонавтики. Мы выбрали тупиковый путь и упорно идем по нему. А случилось это потому, что во главе космической индустрии стали чиновники, называющие себя "менеджерами".

Во главу угла поставлен принцип любыми способами добывать деньги, а потому новое не создается, а всеми способами "выжимается" все возможное из прежнего, советского еще запаса. Оказалось, что его хватило на добрых два десятка лет. Но все когда-нибудь кончается… И это "когда-нибудь" пришлось на нынешнее время.

Итак, настал час, когда следует назвать и наказать виновных. Так решил премьер. И кто же попадет под колесо гнева?

Если вдуматься, то виновных нет (за исключением, конечно, "стрелочников"). Оказывается, нынешняя наша космонавтика обречена на неудачи и аварии. Во время разгула "демократизации в науке и технике" были ликвидированы практически все контрольные органы, которые на всех этапах создания сложнейшей космической техники следили за тем, чтобы каждая деталь отвечала требованиям надежности и качества.

Это была так называемая "военная приемка", и в ней работали специалисты высочайшего класса, не уступавшие своим коллегам, создававшим технику, ни по знаниям, ни по талантам. Да, немало конфликтов возникало из-за этого, но итог всегда был один: цеха заводов не покидала бракованная продукция.

Сейчас таких фильтров нет. От них избавились, полностью доверив контроль "своим", то есть самим создателям техники. А так как уровень машиностроения в стране резко снизился, то следом за ним упало и качество.

Это одна из причин происходящего в отрасли. Другая, не менее важная, это так называемые "конкурсы", на которых отбираются поставщики для головных предприятий. Тут царит вакханалия. Расчет на то, что рынок позволит выбрать продукцию высшего качества, и по самой низкой цене, приводит к тому, что для создания сложнейших аппаратов приходят не только комплектующие низкого качества, но и чаще всего дефектные.

В особенности это касается электроники и приборостроения, то есть тех отраслей нашей промышленности, которые влачат сегодня жалкое существование. Чаще всего поставщиками выступают зарубежные фирмы, а они меньше всего заинтересованы в том, чтобы в России создавалась лучшая в мире техника, в том числе и космическая. Зачем самим себе плодить конкурентов?! Большинство аварий связано как раз с низким качеством аппаратуры, узлов и агрегатов, и это уже столь очевидно, что в доказательствах не нуждается.

Ну а конкретных виновников в этом хаосе найти просто невозможно. Наказаны руководители. Им на смену придут другие. Но, к сожалению, ситуация не изменится, если не понять, что "рыночные отношения", сложившиеся в России, не способны возродить надежность, а, следовательно, и славу отечественной космонавтики.

В плановой экономике были и остаются в ряде стран положительные тенденции, сохранить и возродить их, на мой взгляд, в нынешней ситуации просто необходимо. И иного не дано.

Присылать мне ответы на мой комментарий