мнение
Ягодкин Александр

Ягодкин Александр: Воронежские колдобины бессмертны

Обещание начальника воронежских дорог за три недели сделать то, с чем не могли управиться десятки лет, надо было б озвучить 1 апреля, но Пасха - тоже время чудес.

История ремонтов воронежских дорог печальна. Какие тендеры здесь ни сочиняли, какие суммы ни осваивали, как ни боролись с трибун с коррупцией, итог всегда был один: каждую весну Воронеж погружался во мглу средневекового бездорожья. Хозяева ремонтного бизнеса явно действовали по олимпийскому принципу "главное - не победа, а участие", поэтому бездорожье было непобедимым, а средства – освоенными.

Ученые-специалисты не раз сетовали, что за деньги, вбуханные в ремонт за двадцать лет, всю Воронежскую область можно было покрыть современными дорогами с гарантией на полвека. Но в России первая беда упорно чинит вторую, и страна уже привыкла к молочной речке с бюджетными берегами.

В 2011 году средства, выделенные на дороги воронежские, были чудо как хороши: под два миллиарда рублей. Но весна-2012 опять умножила скорбь водителей. В этом году на дорогах тоже освоят хорошую сумму - свыше миллиарда.

На лице написано

Пять лет назад в наш город приезжал знаменитый клоун и о главном своем впечатлении сказал так: за такие дороги, которые в вашем славном городе отрывают колеса автомобилям, надо обрывать ноги властям. Хотя и мэрия озабочена дорогами, и обладминистрация, но толку-то - сколько ж в этих пробках гибнет запчастей и человеко-часов, сгорает бензина и нервов, сколько гадостей выхлопных идет в воздух!

В том же году возник скандал вокруг крупных средств из госбюджета на ремонт дорог в Воронеже: весной они оказались непригодны, хотя подрядчики дали три года гарантии. Но вместо статьи о хищениях в особо крупном размере подрядчикам предложили заново отремонтировать дороги за свой счет.

Летом "Единая Россия" начала масштабную пиар-кампанию о том, как партия добилась для Воронежа 668 млн руб из госбюджета на приведение дорог в порядок. А губернатор Кулаков назвал их ремонт задачей политической: "Если часть средств будет разворована, нам никто и никогда больше денег не даст". Он даже предложил горожанам сообщать о безобразиях с ремонтом по телефону доверия и обещал жесточайший контроль.

Осенью на всех автобусах и троллейбусах Воронежа появились буклеты "Спасибо партии "Единая Россия" за качественные дороги!" Однако благодарность оказалась преждевременной. Городская Дума выяснила, что обладминистрация, забрав себе дорожные деньги, провела ремонт не лучше мэрии: средства без конкурса достались фирмам, аффилированным с областными начальниками, сметы завышены в разы, а дороги просто заляпали асфальтом, как всегда, причем наспех – в дождь и снег.

В октябре, например, так поступили с улицей Олеко Дундича (причем с гарантией на три года), а в уже ноябре там появились новые ямы. Акты приемки работ мэрия подписывать не стала. А в СМИ отметили, что как только поступают средства на ремонт дорог, в Воронеже растет спрос на коттеджи и дорогие иномарки.

"В предстоящие шесть лет будет сделано то, что не сделано за последние 40-50 лет, и в 2013 году россияне будут ездить по нормальным дорогам", - так заявил во "Временах" на Первом канале руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Тоже хорошее было обещание.

Созидатели комиссий

В 2008-м городская Дума создала комиссию из ученых, юристов, строителей, ветеранов, редакторов СМИ – и все ради качества дорог. Теперь, мол, дорожные шулеры взятку чиновнику не понесут – бесполезно. И чтоб пять лет гарантии!

Губернатор Кулаков тоже создал спецкомиссию из чиновников, сотрудников строительной академии и ГИБДД. Но в том году на строительство, ремонт и содержание автодорог области выделили почти два миллиарда рублей… И тогда же ГИБДД сообщила: 80% дорожного покрытия требует ремонта, а смертность на дорогах достигла невиданного уровня!

В районах области прокуратуры взяли моду предъявлять мэриям требования наказать виновных за дурной ремонт. И в Воронеже прокуратура не раз возбуждалась и грозила расхитителям уголовными делами. Следственное управление УВД Воронежа тоже возбудило уголовное дело по факту нарушений при освоении в 2007 году денег из госбюджета на ремонт дорог. В отличие от прокуратуры, усмотревшей лишь признаки мошенничества, УВД обнаружило присвоение и растрату.
И… И ничего! От активности прокуратур и ГУВД ни один чиновник не пострадал.

Весной 2009-го все дорожные безобразия вновь вылезли наружу, и власти привычно повторяли с трибун: нерадивые подрядчики будут ремонтировать дороги за свой счет! Ямы на основных улицах Воронежа залатают до первого мая! И частично залатали – до осени. А еще внедрили суперразметку – светоотражающие полимеры с противоскользящим эффектом – чтоб, как в Европе. Однако разметка эта продержалась на центральных улицах… два дня! Чиновники оправдывались, что в России климат слишком суровый, а о дорогах в Норвегии или Исландии речь не заходила.

Между тем прокуратура и ГУВД успокоились: оснований для уголовного преследования не найдено. Маневр этот тоже стал уже традиционным.

Летом в сфере дорожного ремонта появилась "нанотехнология" в виде так называемой георешётки. На Московском проспекте она привела к серьезной порче полотна и жутким пробкам. Осенью областное Управление автодорог и дорожного хозяйства сообщило, что 55% автомобильных дорог области не соответствуют нормативам прочности и что в дорожном хозяйстве - тяжелейшая ситуация. А кто виноват в этом, разговора не было.

В 2010-м на содержание и капремонт воронежских дорог выделили 892 млн руб. В ноябре прокуратура, как обычно, «выявила многочисленные нарушения» и направила в суд 17 заявлений, с целью обязать мэрию привести дороги в порядок, а также «привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности».

В 2011-м Контрольно-счетная палата Воронежа нашла в Управлении дорожного хозяйства нарушений на 77 млн руб: приняты и оплачены невыполненные работы. Привычно предписали наказать виновных. Народ тоже привычно реагировал в Интернете. Например, на Большом Воронежском Форуме:

"Какие лукавые глаголы! Растрата (кража) 37 миллионов рублей - это «нарушение»... Не иначе как нарушителей жестоко покарают выговором...». «Украдёшь рубль - вор, должен сидеть в тюрьме. Украдёшь миллион - деловой, умеющий жить человек! Это и называется жить во лжи".

2011-й – особый год: Воронеж готовился праздновать осенью великий юбилей – 425-летие города. И одна из важнейших задач, конечно, – привести в порядок дороги. Стыдно ж перед гостями…

И опять проверки ремонта показали: у подрядчиков не было проектной документации, технологии нарушены, материалы – некачественные. Вывод: новенькие дороги продержатся не больше года. А денег вбухано!.. Губернатор Гордеев поручил облпрокурору области и начальнику ГУВД совместно проверить факты и принять меры. Тем временем в самом центре города машина провалилась в яму на дороге…

После юбилея дорожников, укладывавших асфальт в дождь и снег, заставили переделать работу. Толку-то… Знаковая, новенькая дорога – набережная Масалитинова к юбилею стала центром внимания: наконец-то, мол! Разгрузка центра города! Новейшие дорожные технологии!

Дорогу по набережной сделали и тут же начали менять асфальт. Крепкие бордюры сняли, а поставили новые, которые тут же принялись крошиться. Вся дорога в люках, будто ей банки на спине ставили, и люки эти легко вышибались колесами. И это в самом центре города, у всех на виду и на слуху!

Сюда приходили губернатор и мэр и скорбно качали головами. Однако никаких неудобств подрядчикам, давшим гарантии качеству дороги, это не принесло. И не вызвало охотничьего блеска в глазах правоохранительной системы.

Дождливой нынешней весной дороги воронежские привычно стали обляпывать "ямочным ремонтом". А колдобин под лужами было даже больше, чем чиновников в управах. Эти колдобины, по сути, неистребимы. Как и пустые обещания капитально отремонтировать дороги.

Присылать мне ответы на мой комментарий