Сегодня 17.03.2012 11:52

Обещание

Собянин Сергей

В эфире радио "Эхо Москвы" мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в течение двух лет в столичных автобусах демонтируют все турникеты. "Мы уже начали убирать турникеты из автобусов. Конечный срок ...

дата обещания:
24.11.2011
дата выполнения:
24.11.2013

Аналитика


Чиркова Стелла

Прощай, АСКП - здравствуй, "штуковина"!

Чиркова Стелла:

Когда читаешь откровения московских властей о том, как "неожиданно выяснилось, что АСКП мешает нормальному движению общественного транспорта", вспоминается детский анекдот. Про индейцев, которые четыре дня страдали в плену от голода и жажды, а на пятый день Зоркий Сокол обнаружил, что у сарая нет задней стены, и они убежали.

Мэр Москвы Сергей Собянин тоже обнаружил, что система АСКП тормозит посадку пассажиров и вынуждает общественный транспорт подолгу задерживаться на каждой остановке. Этот очевидный факт еще несколько лет назад предсказывали и специалисты, и обыватели. Когда введение турникетов только обсуждалось, любому москвичу было понятно, какой ряд сложностей повлечет за собой такая система.

Неоднократно выступал против АСКП Союз потребителей РФ, а ГИБДД ежегодно подсчитывала человеческие жертвы. И за первый же год работы АСКП в столичных трамваях 34 человека попали под машину на трамвайных остановках. Эти сведения постоянно отправлялись в мэрию — и не только в виде статистики, но и в текстах обращений различных организаций, призывающих отменить турникеты.

Когда АСКП устанавливали на первые маршруты, все, кроме чиновников, видели, что минусов гораздо больше, чем плюсов. Уже тогда и без секундомера было ясно, что пассажиры не укладываются в отведенный лимит прохождения турникета. О чем тоже говорилось экспертами заранее. Только специально обученные солдаты могут выполнить эту задачу за 3 секунды, рядовой же обыватель с сумками и пакетами или пожилой человек не справится и за 10-15. Как оно и получалось.

Очереди растягивались на несколько десятков метров, люди скандалили, толкались, высказывали свое недовольство водителям, водители ругались в ответ. Автобусы и троллейбусы скапливались у остановок десятками, а на других остановках пассажиры подолгу не могли дождаться транспорта. Но все это не остановило московские власти от распространения явно неудачной системы на все городские маршруты.

Потрачено на введение АСКП, по некоторым данным, около 40 миллионов долларов. Постепенно часть минусов нивелировалась. Большинство людей научились довольно быстро проходить турникеты, стали покупать билеты заранее, чтобы не создавать очередь к водителю, и даже ругаться во время посадки стали реже. Остались лишь отдельные проблемные точки вроде остановок у метро "Выхино", но и там стало легче, чем в первые месяцы.

Система плавно шла к окупаемости, ведь изначальной цели установки турникетов удалось добиться - снизились расходы на кондукторов и контролеров, стало меньше безбилетных пассажиров. Наверное, еще через несколько лет можно было бы говорить о выгоде АСКП при всех ее неудобствах, но чиновники решили, как в старом анекдоте, "вывести козу".

Безусловно, без "козы", то есть без АСКП, жителям города снова станет удобнее пользоваться общественным транспортом. Заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов констатировал, что из-за АСКП было потеряно 30% пассажиров. Теперь даже создана некая новая система учета пассажиропотока, ради которой московские власти наконец-то, с опозданием в несколько лет, проанализировали общественное мнение.

И вообще, чиновники, кажется, совершили еще одно важное открытие: не люди существуют для автобусов, трамваев и троллейбусов, а совсем наоборот. И Николай Лямов смело об этом говорит: "Мы должны создавать пассажиру все условия, чтобы он мог свободно входить и выходить".

Несмотря на желание городских властей повернуться лицом к народу, радоваться новшествам я бы пока не спешила. Во-первых, создается специальное учреждение, которое будет контролировать оплату проезда на наземном транспорте, и как это отразится на цене проезда, можно догадываться. Во-вторых, жалко денег, потраченных на АСКП, и не меньше жалко денег, которые теперь будут уходить на "учреждение" и зарплаты его работников. В-третьих, смущает, что тяга к техническим инновациям чиновников до сих пор не покинула.

По словам того же Лямова, специалисты уже трудятся над созданием устройства, которое могло бы заменить турникеты — "может, это будет штуковина, которая будет открываться и закрываться, но точно, вход будет не через одну дверь". Меня эта еще не рожденная "штуковина" заранее пугает больше, чем уже известное зло — АСКП. Тем более что ее установка тоже может обойтись в несколько десятков миллионов долларов.

Еще, честно говоря, не радует позиция, выбранная нашими властями. Она отражена в речах Лямова, критикующего АСКП: "О каком комфорте может идти речь, если мы сами себе искусственно создали проблему?" Вот так видят вопрос чиновники.

А ведь на самом деле проблему искусственно создали вовсе не мы, не москвичи и не гости столицы. Ее создали власти, игнорируя и наше мнение, и рекомендации специалистов. И создали они ее, к сожалению, вовсе не себе, а нам.

Это мы несколько лет часами стояли на остановках, теряли время и нервы в очередях, толкались и ругались. И теперь будем оплачивать налогами разработку и внедрение новой "штуковины", работу нового "учреждения" и пожинать плоды новых идей. А чиновники как ездили на личном транспорте, так и будут ездить.

Информация по теме

Комментарии

  • Facebook
  • ВКонтакте