мнение
Зорин Александр

Зорин Александр: Призрачные блуждания коммунизма

Из каких соображений исходил Никита Хрущёв, обещая населению Советского союза обеспеченную, а лучше сказать, идеальную жизнь в скором будущем? Наверняка соображения были, не от фонаря же он засветил эту радужную мысль. Помнил, наверное, и заветы Ильича, что построение коммунизма в России возможно к 30-40 годам. Если бы не Сталин-тиран, да не война, давно бы русский человек жил припеваючи и как сыр в масле катался.

Но — с прошлым разобрались, а как насчет будущего — задумался Никита. И тут ему помогли "учёные" разных уровней и направлений и выдали на гора желаемый результат. Вопрос перед ними, наверное, был поставлен так: "А сможем ли мы, братцы, догнав и перегнав Америку по количеству мяса и молока на душу населения, году, эдак, к восьмидесятому устроить у себя коммунизьм"?..

И вот на ХХII съезде КПСС Первый секретарь бабахнул: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Врубили пропагандистские мощности. Плакаты, транспаранты, газетные полосы тиражировали свежеиспечённый девиз. Из радиоточек на все голоса лилось вдохновенное песнопение "Мы в коммунизме будем жить!" Музыка Юрия Милютина, слова Евгения Шатуновского.

Но простому народу это громогласное обещание радости не принесло. Люди его как бы и не замечали. По-прежнему понуро возвращались с работы, стояли в очередях, из ближних и дальних областей в Москву приезжали за колбасой. Справляли свадьбы, поминки — жили своей личной жизнью, не соприкасающейся с общественной. А там, где к соприкосновению принуждали, находили хитроумные способы от неё отбояриться.

Но уже через полгода Советскому правительству пришлось закупать зерно в Канаде. Своего не хватало. Летом 1962 года рабочие Новочеркасска вышли на улицы, возмущённые повышением цен на продукты. Демонстрацию расстреляли. Зачинщиков казнили. Волнения прошли и в других городах.

А дальше путь страны Советов к светлому будущему шёл от Съезда к Съезду через временные трудности, всё более и более непреодолимые, пока не упёрся в Перестройку. О коммунизме давно забыли, да и спросить не с кого — главный прожектёр давно в могиле. А с подпевал, то есть авторов прожектёрских плакатов и песен, какой спрос!

Однако отвлечёмся от нашего многострадального отечества. Идея коммунизма была в него привнесена извне, зато зёрна упали в хорошо унавоженную почву. Вспомним, как начинался Манифест коммунистической партии, сочинённый Марксом-Энгельсом в 1842 году: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма". Удивительно точные слова. С самого начала идея в Европе была призрачной. Добралась она и до наших пределов. Призрачность не уменьшилась, а брожение забурлило с нарастающей энергией.

Но и в Европу эта идея прикочевала издалека. Можно сказать, она родилась в головах homo-sapiens на заре человеческой цивилизации. Как только люди осознали неудобства земного существования, они стали задумываться о существовании ином и способах его достижения. Это уже была рефлексия религиозного сознания. В разных культурах райская жизнь связана с посмертным местопребыванием. Древние греки называли это место Эллезиум, в Библии оно значится как Эдем, у скандинавских народов — Валгалла. В Индии существует поверье, что такое место — Шамбала — есть на земле. Шамбала окружена снежными горами, однако, найти её можно. Русский художник Рерих искал. Не нашёл, но, путешествуя, создал галерею сказочно-феерических пейзажей. Тоже своего рода райская обитель.

Об идеальном государстве думал Платон и создал его подробное описание. Утопические мечты о социализме и коммунизме вынашивали европейские мыслители. Но ещё задолго до вымышленного "Города Солнца" Компанеллы проект такого города был осуществлён (правда, на короткое время) в Древнем Египте. Его воздвиг в VХ веке до н.э. царь-рефороматор Эхнатон. Проповедник новой религии, он тоже задумывался о равенстве человеческих племён и намеревался создать во имя Истины, как он её понимал, новый уклад жизни, отличный от прежнего.

Так что идея, застрявшая в голове нашего, увы, не последнего фараона, стара, как мир. Почему же она так живуча и неосуществима? Наверное, потому, что одними только человеческими усилиями её не поднять. Хотя всё ещё пытаются — в Северной Корее, на Кубе. Рауль Кастро обещает "осовременить коммунизм". Да и у нас на Родине под знамёна Зюганова собирается поредевший беспамятный электорат.

Христос тоже говорил о некой таинственной реальности, о Царстве Божием. "Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царство Божие, отвечал им: не придёт Царство Божие приметным образом. И не скажут: "вот оно здесь", или "вот там". Ибо Царство Божие внутри вас" (Лк.17-20,21). То есть общего местоположения не имеет.

В Моральном кодексе строителя коммунизма, сквозь назидательную мешанину проглядывает нравственный закон, данный человечеству в десяти библейских заповедях. Правда, за вычетом первой. А без неё ничего путного не построить и никакой миролюбивой теории не понять. "Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня". Только полагаясь на Творца Вселенной, заповедовавшего нравственный миропорядок как абсолютную ценность, можно принять гуманистические идеи.

Например, под номером № 6 этого сакрального документа провозглашается: "человек человеку — друг, товарищ и брат". Помню, в те годы ходила шутка: отчего это человек человеку вдруг товарищ и брат? И действительно, гуманистическая мораль - без непреложного критерия - относительна. Сегодня он товарищ и брат, а завтра почему-то жулик и злодей.

Интересно, как сочинялся этот кодекс, принятый на том же партийном съезде. Фёдор Бурлацкий, один из его авторов, вспоминает, что дело происходило в 1961году в Подмосковье, на бывшей даче Горького, где группа политологов работала над программой партии. "Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаёвничали". Вдруг - звонок из Кремля, от САМОГО, велено создать основополагающий документ, моральную базу под грандиозное строительство, да не мешкая, в течение трёх часов чтоб доставить в Москву. Работа закипела.

Бурлацкий предложил: "… нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно "ляжет" на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов. Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на ура.

Давно известно, что коммунистическая идея мимикрирует под религиозную. Исключая, повторяю, главную, ключевую опору. Как говорил великий вождь и учитель: "Мы пойдём другим путём".

"Другим путём" осчастливить человечество не получалось ни у кого. Попытался и Хрущёв. По простоте душевной и глубочайшему невежеству.

Присылать мне ответы на мой комментарий