Сегодня 20.03.2012 00:32

Обещание

Собянин Сергей

На встрече с инвалидами в концертном зале "Россия" в Лужниках мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что все социальные объекты столицы будут приспособлены для инвалидов до 2016 года. По его словам, ...

дата обещания:
01.12.2011
дата выполнения:
31.12.2015

Аналитика


Борцов Андрей

Маркер разумности общества

Борцов Андрей:

Прежде всего, надо понять, о чем идет речь. Скажем, звуковые сигналы на светофоры поставить несложно, а помогают они не только слабовидящим, особенно в плохую погоду. С автобусами, троллейбусами и трамваями уже сложнее — низкий уровень пола, удобный для колясочников, бывает только у автобусов. А наиболее показательно метро. Начальство отдало приказ — надо выполнять. Но как?

Инвалиды бывают разные, как показательный пример возьмем колясочников (у глухих, к примеру, в метро особых проблем нет). Как колясочнику попасть в метро?

Специальными лифтами оборудовано чуть более десятка станций, при этом мало кто видел, чтобы эти лифты работали. Новая "Кунцевская" у меня рядом, регулярно проезжаю — там даже таблички нет "обратитесь туда-то, чтобы воспользоваться лифтом". А даже если каким-то образом ключ найдется — то, как выходить на другой станции?

При этом бодрое "я приказал, делайте" Собянина натыкается на действительность. Новые периферийные станции можно проектировать с учетом любых приспособлений, а вот старые, глубокого залегания, — с ними что делать? Скажем, "Парк Победы": станция находится на глубине 84 метра. Или "Киевская" — это не так глубоко, метров 40-50, вот только там три станции в одном месте, река рядом, а сверху железнодорожный вокзал, да еще умудрились построить торговый центр. Количество коммуникаций в почве — понятно какое. Как-то не хочется прокладывать дополнительные шахты, не так ли?

Если же учесть экономический фактор, то даже не хочется считать, во сколько обойдется такое оборудование, если его установить на полторы сотни станций, проектировавшихся без учета лифтов. Но, может быть, нужно ставить не лифты, а подъемники?

На станции "Алтуфьево" с 1996 года стоит подъемник — как памятник самому себе. С помпой установили, затем привязали проволочкой, чтобы не отваливался от стенки, и оставили стоять, пока не сломался от безысходности. Саботаж? Нет.

Понятно, что Собянин в метро ездит не часто, а когда он это делал в детстве, то Москва была еще не настолько перенаселена, как сейчас. "По нормам, зона движения этого подъемника должна быть огорожена. Но поставить ограждение мы не можем. Ведь в таком случае будет сужено пространство для безопасного прохода пассажиров", — объяснил ситуацию руководитель пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин.

Если установить в метро подъемники, то придется огораживать их барьером. Просто представьте себе, как инвалид едет на стульчике, а вокруг — толпа в час пик. Для не-москвичей поясняю, как это выглядит: люди не идут, а изображают пингвинов, переваливаясь с ноги на ногу из-за тесноты. Даже Собянин мог бы догадаться, что попросту опасно сужать проходы в метро.

Интересно, что в столице мэр приказывает все переделать под колясочников, а глава Санкт-Петербурга в прошлом году решил проблему без многомиллионных вложений, попросту запретив пускать колясочников в метро.

"Так было всегда, — объяснила ситуацию пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель. — В метро мы не можем пускать инвалидов-колясочников, потому что эскалаторы для этого не приспособлены. Это подтвердили и на заводе-изготовителе, и в международной ассоциации метрополитенов. Если колясочников и пускали в метро, то, скорее всего, сотрудникам просто становилось их жалко. Но инструкцией это запрещено".

Что надо делать, если попробовать решить ситуацию?

Для начала — поставить на лестничных спусках в метро швеллеры по ширине колеи инвалидной коляски, она более-менее стандартна, и при этом не принципиально сузит ширину прохода — между «рельсами» идти можно. На участках с улицы в метро оборудовать их поручнями с обеих сторон, чтобы инвалид мог заехать сам, даже если некому помочь. Внутри метро обязать помогать дежурных полицейских — колясочников не так много, при этом лучше, если коляску придерживает обученный человек. Понятно, что должен быть широкий проход в турникетах, но он много где уже и так есть, "для багажа".

Вот и все, собственно говоря. Минимум вложений, максимум эффективности. Но на этом ведь не пропиаришься!

Совсем другое дело — лифты! подъемники! перекрасить все метро в контрастные цвета и на каждой колонне шрифтом Брайля написать справочные данные! Это не только пиар, но и "попилить" бюджет можно заодно.

Отношение к инвалидам — это маркер разумности общества. Именно разумности, а не "цивилизованности" и т.п. Все просто: ресурсы не безграничны, и надо выбирать, на что их тратить. Помощь инвалидам считается гуманным и благородным делом, но смотреть надо не только на намерения, но и на реализацию идей на практике. Колясочников, которым действительно надо ездить на метро все время, не так уж и много. Честно говоря, предоставить им специальное такси за государственный счет — и то было бы дешевле, чем строить лифты в метро.

Подобное — общий принцип имитации действий со стороны чиновников: барский приказ "я снизошел до ваших проблем", а дальше — как знаете. Из того же обещания: "все новые здания строить с учетом нужд людей с ограниченными возможностями".

Замечательно! А почему просто не селить их на первый этаж, и тогда будут нужны лишь пандусы в подъезде, а лифты можно ставить обычные? При этом — я недаром упомянул разумность подхода — на инвалидов готовы тратить миллионы, а, скажем, на обучение талантливых детей из небогатых семей — как-то не очень. Показательно, не так ли?

Да, инвалиды не виноваты в том, что они инвалиды (по крайней мере, не все). Да, государство должно иметь социальные программы для граждан с ограниченными физическими возможностями. Но проблемы надо решать разумно, а не как это принято у чиновников.

"Страшно далеки они от народа"…

Информация по теме

Комментарии

  • Facebook
  • ВКонтакте