мнение
Яковлева Анна

Яковлева Анна: Кондуктор, нажми на тормоза!

Дано: в столице народ умножается. И всем надо куда-нибудь ехать.
Требуется: решить, как перевозить такую тучу народа.

И вот в 2001 году высокое московское начальство приняло решение установить в наземном общественном транспорте валидаторы с турникетами (АСКП – автоматизированную систему контроля пассажиров). Целей было несколько. Ликвидировать штурмы транспорта несознательными толпами. Покончить с зайцеванием, из-за которого Мостранс терял ежегодно около 3 миллиардов рублей. Просчитать пассажиропотоки, в том числе и по льготникам, чтобы знать, на каких маршрутах сколько машин требуется, а также понимать, каким организациям и в каком объёме предъявлять счета к оплате. Во сколько обошлась такая модернизация, сказать трудно: цифры в разных источниках разные. То ли в 40 миллионов долларов, то ли в 2,8 миллиарда рублей, то ли в 3, 1 миллиарда. Так или иначе – сумма хорошая.

А в минувшем году новый московский мэр пообещал за два года решить вопрос иначе. Почему? Согласно официальным данным, толпы желающих ехать и давка переместились из салона на остановки, время посадки увеличилось, скорость движения по маршрутам снизилась на 30%, и время прохождения маршрута выросло в два раза. Правда, и доходы транспортников умножились в 2–3 раза. Однако с зайцеванием не покончили: народ у нас сметливый. Ныряют под турникетом, перепрыгивают через них или протискиваются сбоку, впечатываются в спину впереди идущего так, что глупая автоматика принимает двух человек за одного и пропускает безбилетника за просто так.

Мэрия планирует ряд мер по устранению этого безобразия, но основные – убрать турникеты, оставив валидаторы. Возможно, количество валидаторов при этом в салоне удвоится. И тогда вопрос с "зайцами" встанет опять невыносимо остро и так и останется стоять, если не принять соответствующих мер.

Но меры запланированы – вернутся контролёры-ревизоры, их будет 300 человек, и притом в сопровождении полицейских. И штраф – тысяча рублей. Правда, эта цифра ещё обсуждается. Говорят, что, мол, общественным транспортом пользуются бедные слои населения и тысяча рублей для их кошелька – это слишком. Однако другие стоят твёрдо: нет денег – ходи пешком.

Что касается толп жаждущих ехать, то очевидно, что они опять переместятся в двери салонов. Для ускорения движения будут введены экспресс-линии, и уже появились кое-где выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные-то они выделенные, но по ним и на них легко и непринуждённо ездит и стоит кто попало.

Мне также интересно, во сколько обойдётся демонтаж и утилизация турникетов. Чиновники говорят – неизвестно. Однако в прессе упоминается, что, по оценкам экспертов, эта операция вместе с затратами на установку дополнительных валидаторов выльется в сумму, соизмеримую с установкой всей АСКП, то есть порядка 2 миллиардов рублей. И на вопрос, как в результате изменится стоимость проездных билетов, чиновники скромно отвечают, что это им тоже неизвестно. Им-то неизвестно, а мы догадываемся.

Однако всякий, кто пользуется в Москве общественным транспортом, а не изучает его в кабинетах или из окна своего авто, знает, что места большого скопления пассажиров известны и их не так уж много. Они, например, там, где метро уходит в сторону от основного направления, а впереди – большие районы, где метро нет. Так что, прежде чем потратить огромные деньги – бюджетные, наши с вами деньги – на разрушение уже созданного, не лучше ли было бы, не снимая турникетов, просто пустить больше автобусов/троллейбусов по этим конкретным маршрутам? И тогда зайцевание по меньшей мере не увеличится. А полицейских, из которых предполагается сделать эскорт для контролёров, не целесообразнее ли направить наблюдающими за выделенными полосами – чтобы не водители общественного транспорта были вынуждены, как сейчас, ругаться и драться с автовладельцами, занимающими запретную для них территорию, а блюстители закона взимали бы с последних хорошие такие штрафы, вынуждая не соваться куда не велено?

А пока… Пока не взгромоздилась на кондукторское место громкоголосая тётя Маня с рулоном бумажных билетиков (а всё именно к тому, кажется, и идёт), обращаюсь к тому, кто сегодня рулит этой ситуацией: кондуктор, нажми на тормоза!

 

Присылать мне ответы на мой комментарий